
В пантеоне богов народа фулани высшим божеством является Гено - Вечный, Всемогущий, Создатель, Хранитель и Разрушитель, тот, кто дарует жизнь и отнимает её. От него исходят и добро, и зло - недаром в молитве фулани есть такие слова: "Ниспошли мне твою милость и избави меня от зла, а если ты напускаешь зло, дай мне силы вынести его". Лень, пороки, войны - всем вершит Гено. Его власть абсолютна, он никому не даёт отчёта о своих действиях, подобно тому как глава семьи не обязан отчитываться перед своими детьми.
Соблюдая обычаи, уважение к которым воспитывается с детства, фулани никогда не восстают против своих родителей, как бы придирчивы и жестоки они ни были. Родители, вожди и старейшины вправе поступать как им заблагорассудится. Если кто-нибудь из них несправедливо делит землю и какой-либо юнец вдруг возмутится этому, ему говорят: "Разве Гено даёт всем поровну?" "Нет", - отвечает тот. "Тогда бери, что тебе положено, а когда придёт твоё время распределять землю, будешь поступать по своему разумению".
В отличие от мусульман и христиан фулани не верят в дьявола, олицетворяющего злое начало. При ссылке на него в традиционных сказаниях прибегают к эвфемизму. Это просто дух, или джинн. Гено вступает в прямой контакт с людьми. От него исходят эманации, с помощью которых он реализует свою волю. Среди них Кайдара Зачинатель, Джеддо-Девал Злой и главные боги, такие, как Хам, Дем и Ер, которым надлежит приносить жертвы. Затем идёт бесчисленное множество духов воздуха, волн и огня, джиннов (таких, как духи Кайдары), которые либо служат высшим божествам, либо свободно бродят по Вселенной, помогая людям или навлекая на них несчастья. Добрый джинн навевает прекрасные сны, а злой внушает человеку грязные подозрения. Есть духи, выполняющие особые функции во время приготовления пищи, охоты, выращивания урожая, помогающие в скотоводстве и в другой трудовой деятельности. Эти многочисленные "оккультные" существа обитают в "мире теней", населённом суудиибе - духами, которые могут принимать любые обличья.
Это мир, лежащий между "царством света", где живут видимые существа, и "царством ночи", прибежищем душ умерших и ещё не родившихся людей, животных и растений. Таковы три составные части космогонии народа фулани.
Кайдара - "луч, исходящий из огненного центра мироздания, который образует Гено". Он может принимать любые формы, но обычно предпочитает являться в обличье безобразного старика или нищего, чтобы ввести в заблуждение сомневающихся и легкомысленных.
Слово "кайдара" не поддаётся точному переводу, оно означает "цель", "предел", "граница" или "конечность".
Что же это за "цель" и почему люди, не боясь никаких испытаний, во что бы то ни стало стремятся проникнуть в тайну Кайдары?
Причина проста: Кайдара - это бог золота и знания.
Золото символизирует королевскую власть; в Западной Африке с ним связано множество мифов. Но почему оно превратилось в эзотерическую субстанцию задолго до того, как стало выполнять функцию денег? оворят, всё дело в том, что золото "никогда не ржавеет и не тускнеет". Это единственный металл, который "может быть мягким, как вата, сохраняя твёрдость железа", а "из одного его грамма можно сделать тонкую, как волос, нить и оплести ею всю деревню". Золото - это "пьедестал, на котором покоится знание, но не дай бог их спутать - пьедестал рухнет и раздавит вас".
И если искателей приключений привлекает скорее золото, нежели знание, то Кайдара олицетворяет прежде всего знание, о чём свидетельствует даже его внешний образ: диковинное существо с тридцатью ногами, восседающее на постоянно вращающемся троне, стоящем на четырёх опорах. Кайдара символизирует собой мироздание и течение времени: семь дней недели, двенадцать месяцев года и тридцать дней месяца. Это олицетворение вечного движения Земли, четырёх главных стихий и четырёх катаклизмов, которые, согласно пророчеству, уничтожат человечество.
В Кайдаре сосредоточено знание космического порядка и хаоса Вселенной: всеохватывающий дуализм и уничтожение одних существ другими. Это знание не только законов общественного развития, но и психологии. Каждый знак на пути Кайдары соответствует тому или иному человеческому типу со всеми его положительными и отрицательными чертами. Три совета, которые даёт Кайдара, направлены на то, чтобы законы мироздания и законы предков оставались незыблемыми, сохраняя при этом свою тайну. Горе тому, кто попирает их! Познание божества невозможно; вероятно, поэтому его имя означает ещё и "предел", "границу", которую не в силах преступить человек. Он "далёк и в то же время близок": казалось бы, нет ничего понятнее, и в то же время его глубины недоступны разуму. Не случайно, что во время инициации, как описывается в одном сказании, Кайдара отступает на три шага назад, чтобы человек, которого только что посвятили в тайну, не мог на радостях обнять его. Между учителем и учеником, между богом и человеком, между знанием и стремлением к нему всегда должна сохраняться почтительная дистанция.
"КУРЬЕР ЮНЕСКО", июль 1990
Очень жаль, что я не могу показать вам красивейшие фото, которыми статья проиллюстрирована, но зато у меня есть возможность порадовать вас хорошей музыкой, да ещё в формате DVD. Правда, продолжительность этого DVD - всего лишь двадцать минут, и это чёрно-белая съёмка не слишком высокого качества, но я всё же искренне надеюсь, что это будут не худшие двадцать минут в вашей жизни.

SIMON & GARFUNKEL 03.01.1968 KRAFT MUSIC HALL (DVD)
К архиву добавлено 5% информации для восстановления.