
Погорел бывший наш Дом крестьянина 11 сентября, в день авиаатаки Нью-Йорка. Причём покушение на ДК встало в ряд целой серии поджогов в центре Петрозаводска. Загорелась та часть здания, которую арендовали у Центра народного творчества владельцы бара, за счёт которого, говорят, истинные владельцы здания (Министерство культуры) и сводили концы с концами. Если бы пламя спалило дом до основания, судьба его решилась бы однозначно: место расчистить и построить нечто очень нужное и современное. Место ведь, действительно, очень привлекательное - в центре города и на просторном живописном берегу Лососинки. Но здание уничтожено огнём частично, поэтому и дискуссия о его будущем вышла продолжительная.
Вкратце позиция архитекторов, художников, историков и краеведов такова. Лишаться такого деревянного украшения городу нельзя. Но и денег на его реставрацию тоже нет и не предвидится. Выход предлагают следующий. Пусть дом вместе с земельным участком выставят на торги. Но пусть тот, кто приобретёт его, строит свой офис (ресторан, клуб, гостиницу) с сохранением экстерьера, т. е. внешнего вида здания периода 1929 г. Именно в это время дом представлял собой наиболее органичное воплощение архитектурного замысла его автора.
Пусть внутренняя планировка будет какой угодно, пусть начинят дом первоклассной современной техникой, но сохраните его самобытную внешность, господа будущие хозяева! Потому что каковы бы ни были неудачи с использованием уникального здания во все годы его истории, ценно оно для нас своим неповторимым оригинальным обликом. И никакое современное и крепкое здание на его месте никогда не восполнит утрату искусно выполненного теремка в духе народного зодчества.
Эти кажущиеся теперь наивными строки написаны уважаемым Николаем Петровичем Кутьковым*, по всей видимости, вскоре после пожара, когда от здания ещё что-то оставалось. На сегодняшний день сохранился лишь бетонный фундамент, зачем-то обнесённый забором; за него обычно бегает пописать молодёжь, пьющая по вечерам пиво в Парке пионеров. А филармония наша теперь размещается в бывшем Доме политпросвещения - здании, спроектированном для проведения партийных пленумов, но уж никак не симфонических концертов: акустика в зале отвратительная, да и зрительный зал не амфитеатром, как было в старой деревянной филармонии, так что из последних рядов ничего не видно и не слышно.
Вывод из этого следует один-единственный: нехуй, господа чиновники от культуры, - точнее, там всё больше дамы, - сдавать исторические здания в аренду под пивные.
*Да-да, совершенно верно: это папа Кутьковой.