Олег Шматович (m_u_s_t_a_f_a) wrote,
Олег Шматович
m_u_s_t_a_f_a

Category:

"Геометрический музыкальный ряд" Олега Шапошникова

Оказывается, мы с madam_de_z не одиноки во Вселенной! Перед вами - попытка некоего Олега Шапошникова, как он сам пишет, "создать музыкальный ряд в том виде, в каком он его себе представляет по книге Гюрджиева". Воспроизвожу, как есть - вот только, уж извините, исправлю кое-какие грамматические, стилистические и пунктуационные ошибки, расставлю точки над "ё" да переправлю везде "у" на "ю" в фамилии Гюрджиев, и пусть попробует кто-нибудь мне это запретить.

Итак, начнём с самого начала. Начнём с изначальной модели Семизначного Космического Закона (Гептапарапаршиноха по Гюрджиеву). Данная модель представлена согласно моих предположений. Обращаю внимание, что данную модель (модель в данном виде) Гюрджиев не показывает.

ОЛЕГ ШАПОШНИКОВ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД. I

Далее привожу уже изменённую модель (модель, которая действует в настоящее время, как указывает Гюрджиев). Это пифагорейский музыкальный ряд.

ОЛЕГ ШАПОШНИКОВ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД. II

В предыдущей (в первоначальной) модели и в данной модели (пифагорейской) мы видим восьмигранник (восьмигранную звезду). В изначальной модели все ноты (центры тяжести по Гюрджиеву) располагались в вершинах восьмигранника, а в данной модели (в пифагорейской модели) в вершинах восьмигранника располагаются ноты До, Ре, Соль. Они так и остались на прежнем месте.

При этом у нас появилась новая фигура – треугольник. В вершинах этого треугольника располагаются ноты До и Фа.

Как я писал ранее, мы видим неясности в тексте Гюрджиева. Гюрджиев называет ноты «центротяжестными нотами в звуковой октаве». Ноты по Гюрджиеву – это центры тяжести, выражающие через звуковые колебания центры тяжести Гептапарапаршиноха. Расстояние между отклонениями (термин Гюрджиева) Гюрджиев называет стопиндерами. Стопиндер между третьим и четвёртым отклонениями по Гюрджиеву является «механически совпадающим Мднел-Ин». И этот стопиндер при изменении изначальной модели был удлинен. Мы же видим, что он, наоборот, оказался укорочен. «Перевёртыш» Гюрджиева? Да, если под отклонениями и под центрами тяжести Гюрджиев подразумевает одно и тоже. А если нет?

А я считаю, что отклонения и центры тяжести - это совершенно разные вещи. Поэтому:


ОЛЕГ ШАПОШНИКОВ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД. III

Если удлинить стопиндер между 3 и 4 отклонениями, то 3 отклонение смещается и совмещается с 2 отклонением («механически совпадающий Мднел-Ин»), а нота Фа смещается к ноте Ми, размещаясь теперь не в вершине восьмиугольника, а в вершине треугольника.

А именно, с целью обеспечения - для его функционирования - «необходимого свойства» принимать автоматический приток всех находящихся поблизости сил, ОН удлинил стопиндер между его третьим и четвёртым отклонениями.

Этот самый стопиндер священного Гептапарапаршиноха и есть тот, который ещё называется «механически совпадающий Мднел-Ин».


ОЛЕГ ШАПОШНИКОВ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД. IV

Если мы вернёмся к изначальной модели, то верхнее До (последующее До, относительно текущего октавного цикла) будет каждый раз смещаться против часовой стрелки. Ранее я писал: мы видим вращение по часовой стрелке при переходе от До к Ре и так далее до Си (в пределах октавы). И вращение против часовой стрелки при переходе от октавы к октаве (Ре второй октавы будет располагаться на месте До первой октавы, и так далее). Всего мы можем насчитать восемь октав и, соответственно 8х7=56 нот.

Естественно, данный составной цикл (из 8 октавных циклов) замкнут сам на себя (вещь в себе). Каждое последующее До берёт своё начало внутри текущего цикла. Окружающая среда (пространство) не влияет на подобный составной цикл. И рано или поздно Время (Геропас по Гюрджиеву) «убивает» этот совокупный цикл.

Во время этого пересмотра наш ВСЕМОГУЩИЙ ТВОРЕЦ впервые выяснил, что причиной этого постепенного уменьшения объёма Солнца-Абсолют является просто Геропас, то есть само течение Времени.

Тогда ЕГО БЕСКОНЕЧНОСТЬ задумался, ибо в процессе СВОИХ Божественных размышлений ОН ясно осознал, что, если этот Геропас будет также продолжать уменьшать объём Солнца-Абсолют, то рано или поздно это, в конце концов, приведёт к полному уничтожению этого единственного места ЕГО Бытия.

«… ввиду этого, ЕГО БЕСКОНЕЧНОСТЬ был тогда просто вынужден принять соответствующие меры, чтобы не произошло, в конечном счёте, уничтожения нашего Святейшего Солнца-Абсолют от этого Геропаса».

«… наше Святейшее Солнце-Абсолют поддерживалось с помощью этих двух изначальных священных законов; но тогда эти изначальные законы функционировали самостоятельно, без помощи каких бы то ни было высших сил, и эта система называлась лишь «Автоэгократ».

«… ЕГО БЕСКОНЕЧНОСТЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ решил изменить принцип системы функционирования обоих этих священных законов, а именно, ОН решил сделать их самостоятельное функционирование зависимым от внешних сил».

И вот, вследствие того, что для этой новой системы функционирования сил, поддерживавших до того существование Святейшего Солнца-Абсолют, потребовались соответствующие источники вне Солнца-Абсолют, в которых такие силы могли бы возникать и из которых они могли бы притекать в присутствие Святейшего Солнца-Абсолют, ЕГО БЕСКОНЕЧНОСТЬ ВСЕМОГУЩИЙ тогда-то и вынужден был создать наш существующий ныне Мегалокосмос со всеми космосами различных масштабов и с имеющимися в нём относительно независимыми космическими формациями; и с тех пор система, поддерживающая существование Солнца-Абсолют, стала называться Трогоавтоэгократ.


Поступим аналогично. Путь теперь новый октавный цикл начинается там же, где и начинался текущий октавный цикл. До и верхнее До совместились в одной точке. Цитата из Гюрджиева:

А стопиндер, который Он укоротил, находится между его последним отклонением и началом нового цикла его полного процесса; этим самым сокращением, с целью облегчения начала нового цикла его полного процесса, ОН поставил функционирование данного стопиндера в зависимость лишь от притока сил, получаемых извне через этот стопиндер от результатов действия самого того космического сгущения, в котором протекает полный процесс этого основного изначального космического закона.

И этот стопиндер священного Гептапарапаршиноха как раз тот, который называется «намеренно реализующий Мднел-Ин».


При этом 7 отклонение совпадает с 6 отклонением. С учётом того, что 2 и 3 отклонения есть одно и то же. Мы будем иметь теперь 5 отклонений.


ОЛЕГ ШАПОШНИКОВ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД. V

Мы видим 5 отклонений, или, как я уже их назвал ранее - 5 узлов, 5 резонирующих сфер. Естественно, они должны перераспределиться на окружности. Так же, как и ноты Ля и Си должны перераспределиться между Соль и верхнее До. Как? Пентаграмма:

ОЛЕГ ШАПОШНИКОВ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД. VI

И перевёрнутая (зеркальная) пентаграмма для размещения нот в вершинах пятиугольника:

ОЛЕГ ШАПОШНИКОВ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД. VII

Что касается третьего, изменённого тогда по его «субъективному действию», стопиндера, который является пятым в общей последовательности и называется «харнел-аот», то его дисгармония проистекала сама собой от изменения двух вышеупомянутых стопиндеров.

Естественно. Ноты вначале «идут», располагаясь по вершинам восьмиугольника, а после 5 стопиндера начинают «идти», располагаясь по вершинам перевернутой пентаграммы. Дисгармония.

Но где должно располагаться первое отклонение (первый узел)? Дело в том, что мы имеем 12 элементов на окружности. Поэтому:


ОЛЕГ ШАПОШНИКОВ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД. VIII

Теперь сравним, что у нас получилось (геометрический ряд) с пифагорейским рядом (с учётом диезов и бемолей). Пифагорейский ряд:

ОЛЕГ ШАПОШНИКОВ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД. IX

Сравнение двух рядов (ноты пифагорейского ряда показаны серыми кружками; ноты До, Ре, Соль изначально совпадают):

ОЛЕГ ШАПОШНИКОВ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД. X

Мы видим, что геометрический ряд очень сильно совпадает с пифагорейским рядом, даёт целые значения звуковых частот и очень легко рассчитывается. По всей видимости, Пифагор, будучи знаком с истинными звуковыми частотами, пытался теоретически обосновать и практически получить близкие к истинным частоты и создал свой музыкальный ряд посредством своей теории.

Увидев, что геометрический ряд вполне может соответствовать звуковому воплощению Гептапарапаршиноха, приведём этот ряд в законченный вид:


ОЛЕГ ШАПОШНИКОВ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД. XI
Tags: Георгий Иванович Гюрджиев, иногда можно
Subscribe

  • Про негров и индейцев

    Сначала негры. Вот с такой чудесной тёткой довелось мне пообщаться вчера и сегодня. Зовут её Дениз Перье, она джазовая певица из Сан-Франциско,…

  • Бася

    Фото Дианы Шматович Сегодня умерла ещё одна наша кошка - Бася. Она была довольно невзрачная и очень тихая, умела, смешно растопырившись, лежать…

  • Времени уже не будет

    Сегодня, в День Победы, предлагаю всем - в том числе и тем, кто считает такую музыку "не очень своей" или даже "совсем не своей" - послушать "Квартет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Про негров и индейцев

    Сначала негры. Вот с такой чудесной тёткой довелось мне пообщаться вчера и сегодня. Зовут её Дениз Перье, она джазовая певица из Сан-Франциско,…

  • Бася

    Фото Дианы Шматович Сегодня умерла ещё одна наша кошка - Бася. Она была довольно невзрачная и очень тихая, умела, смешно растопырившись, лежать…

  • Времени уже не будет

    Сегодня, в День Победы, предлагаю всем - в том числе и тем, кто считает такую музыку "не очень своей" или даже "совсем не своей" - послушать "Квартет…