Олег Шматович (m_u_s_t_a_f_a) wrote,
Олег Шматович
m_u_s_t_a_f_a

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Переплётное художество

ПЕРЕПЛЁТЧИК ЗА РАБОТОЙ

Эту небольшую заметочку я написал по поручению Ники Волиной для её сайта "РУЧНАЯ РАБОТА", на котором, надеюсь, вскоре появится мой личный раздел.

"Всякое художество от хитрых учителей ученики приемлемо, и долгим временем ученики, обучившиеся во обычай бывают; и обученное аки естественне держат крепко; яко и тем самем мощи разумети ползующая и вредящая художеству. Но и се елико от многих книгоплетения есть художество, искусными мастерь хитре действуемо и разумеваемо".

Анонимный автор, "Подлинник о книжном переплёте". XVII век (?)

Искусство ручного переплёта книг - "переплётное художество", как называли его в старину - искусство очень несовременное. В наш век, когда тиражи издаваемых книг измеряются десятками и сотнями тысяч экземпляров, когда все стадии полиграфического процесса - в том числе и брошюровочно-переплётные работы - полностью автоматизированы, когда - как писал великий французский метафизик Рене Генон - "раб машины, человек сам становится машиной, и в его труде больше нет ничего подлинно человеческого, так как он не включает больше использования ни одного из качеств, составляющих именно человеческую природу"*, всё же находятся одиночки, энтузиасты, взявшие на себя трудную и ответственную задачу сохранения этого искусства. В нашем геноновском "царстве количества", населённом менеджерами, дистрибьюторами и мерчандайзерами, когда основными "рабочими инструментами" для миллионов людей стали компьютер и сотовый телефон, до сих пор встречаются иногда чудаки, отдавшие предпочтение уставке, гобелю и фальцбейну. Я - один из этих чудаков.

А теперь - несколько слов для специалистов о принципах, которых я придерживаюсь в своей работе. Их два.

Первый - использование по мере возможности только натуральных материалов: кожа, коленкор для фальчиков, льняные нитки, пеньковый шнур. Не имея, увы, возможности доставать рыбий клей, я использую смесь ПВА, мучного клейстера (пластификатор) и небольшого количества скипидара или пинена (антисептик).

Второй принцип - только традиционные технологии. Шью только на шнуры. Бинты - не декоративные, а настоящие. Форзацы - обязательно прошивные с коленкоровыми фальчиками. Блоки обрезаю вручную дисковым ножом. Кстати, почти всё оборудование, которым я пользуюсь, изготовлено мною собственноручно.

А ещё у меня есть профессиональная страсть: я коллекционирую фальцбейны, изготовленные из различных редких материалов. У меня есть фальцбейн из чёрного дерева, фальцбейн из бериллиевой бронзы, и был даже фальцбейн из бивня мамонта, но его я, к сожалению, потерял.

* Рене Генон. Царство количества и знамения времени. Глава VIII. Перевод с французского Т. Б. Любимовой
Tags: моя работа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments