Олег Шматович (m_u_s_t_a_f_a) wrote,
Олег Шматович
m_u_s_t_a_f_a

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Сумбур вместо музыки

АНДРЕЙ СУЧИЛИН. ПЕТРОЗАВОДСК, 22 НОЯБРЯ 2007 Г.

Сцена напоминала свалку. Кое-как расставленная аппаратура. Спутавшиеся километры проводов. Посреди сцены – стол с ноутбуками, гитарными примочками и опять же кучей проводов. Периодически Сучилин и второй гитарист зависали над обоими компами минут на пять. Не знал бы, что концерт, - подумал бы, в "контру" рубятся.

Сам концерт - как открытая репетиция. Честно говоря, то, что саундчек закончен, я понял лишь минут через пятнадцать после начала концерта. Музыканты периодически переговариваются. Ведут себя очень непринуждённо. На зал ноль внимания. Не знаю, может, так и принято в этом стиле... Но нас как-то всегда учили, что стоять к залу лицом – признак хорошего тона. Лицо же Сучилина я видел только с дисплея, с камеры, снимавшей изнутри сцены. Там русский дух!

Импровизация импровизацией, но неплохо, чтобы музыканты в команде чувствовали друг друга. Здесь же совместный джем зачастую заканчивался грубой отмашкой Сучилина. Наверно, понимать друг друга мешала кондиция. Ещё не та. Или уже... Во всяком случае, после каждого из двух антрактов походка музыкантов становилась всё более осторожной.

Явно не святым духом вдохновлялись музыканты за кулисами. Больше всего, видно, перепадало барабанщику. Как его плющило-то, бедного! Казалось, он собственным телом исторгает все эти звуки. И это ему нестерпимо больно. Или бесконечно приятно...

Второй гитарист тоже потихоньку уходил в астрал. Во втором отделении под стать состоянию расширяющегося сознания надел огромные "стрекозлиные" очки. А играл-то как! Первое впечатление – на фига козе баян. Божественно!


Так пишет о концерте Андрея Сучилина и "Логики Коллектива" малоизвестный петрозаводский журналист Виктор Давидюк. Вряд ли этот мальчик с филфака знаком с текстом знаменитой редакционной статьи газеты "Правда" от 28 января 1936 года, который я специально для него полностью воспроизвожу ниже под катом.

СУМБУР ВМЕСТО МУЗЫКИ

Вместе с общим культурным ростом в нашей стране выросла и потребность в хорошей музыке. Никогда и нигде композиторы не имели перед собой такой благодарной аудитории. Народные массы ждут хороших песен, но также и хороших инструментальных произведений, хороших опер.

Некоторые театры как новинку, как достижение преподносят новой, выросшей культурно советской публике оперу Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда". Услужливая музыкальная критика превозносит до небес оперу, создаёт ей громкую славу. Молодой композитор вместо деловой и серьёзной критики, которая могла бы помочь ему в дальнейшей работе, выслушивает только восторженные комплименты.

Слушателя с первой же минуты ошарашивает в опере нарочито нестройный, сумбурный поток звуков. Обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчезают в грохоте, скрежете и визге. Следить за этой "музыкой" трудно, запомнить её невозможно.

Так в течение почти всей оперы. На сцене пение заменено криком. Если композитору случается попасть на дорожку простой и понятной мелодии, то он немедленно, словно испугавшись такой беды, бросается в дебри музыкального сумбура, местами превращающегося в какофонию. Выразительность, которой требует слушатель, заменена бешеным ритмом. Музыкальный шум должен выразить страсть.

Это всё не от бездарности композитора, не от его неумения в музыке выразить простые и сильные чувства. Это музыка, умышленно сделанная "шиворот-навыворот", - так, чтобы ничего не напоминало классическую оперную музыку, ничего не было общего с симфоническими звучаниями, с простой, общедоступной музыкальной речью. Это музыка, которая построена по тому же принципу отрицания оперы, по какому левацкое искусство вообще отрицает в театре простоту, реализм, понятность образа, естественное звучание слова. Это - перенесение в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт "мейерхольдовщины" в умноженном виде. Это левацкий сумбур вместо естественной, человеческой музыки. Способность хорошей музыки захватывать массы приносится в жертву мелкобуржуазным формалистическим потугам, претензиям создать оригинальность приёмами дешевого оригинальничания. Это игра в заумные вещи, которая может кончиться очень плохо.

Опасность такого направления в советской музыке ясна. Левацкое уродство в опере растёт из того же источника, что и левацкое уродство в живописи, в поэзии, в педагогике, в науке. Мелкобуржуазное "новаторство" ведёт к отрыву от подлинного искусства, от подлинной науки, от подлинной литературы.

Автору "Леди Макбет Мценского уезда" пришлось заимствовать у джаза его нервозную, судорожную, припадочную музыку, чтобы придать "страсть" своим героям.

В то время, как наша критика — в том числе и музыкальная - клянётся именем социалистического реализма, сцена преподносит нам в творении Шостаковича грубейший натурализм. Однотонно, в зверином обличии представлены все - и купцы и народ. Хищница-купчиха, дорвавшаяся путём убийств к богатству и власти, представлена в виде какой-то "жертвы" буржуазного общества. Бытовой повести Лескова навязан смысл, какого в ней нет.

И всё это грубо, примитивно, вульгарно. Музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается, чтобы как можно натуральнее изобразить любовные сцены. И "любовь" размазана во всей опере в самой вульгарной форме. Купеческая двуспальная кровать занимает центральное место в оформлении. На ней разрешаются все "проблемы". В таком же грубо-натуралистическом стиле показана смерть от отравления, сечение почти на самой сцене.

Композитор, видимо, не поставил перед собой задачи прислушаться к тому, чего ждет, чего ищет в музыке советская аудитория. Он словно нарочно зашифровал свою музыку, перепутал все звучания в ней так, чтобы дошла его музыка только до потерявших здоровый вкус эстетов-формалистов. Он прошёл мимо требований советской культуры изгнать грубость и дикость из всех углов советского быта. Это воспевание купеческой похотливости некоторые критики называют сатирой. Ни о какой сатире здесь и речи не может быть. Всеми средствами и музыкальной и драматической выразительности автор старается привлечь симпатии публики к грубым и вульгарным стремлениям и поступкам купчихи Катерины Измайловой.

"Леди Макбет" имеет успех у буржуазной публики за границей. Не потому ли похваливает её буржуазная публика, что опера эта сумбурна и абсолютно аполитична? Не потому ли, что она щекочет извращённые вкусы буржуазной аудитории своей дёргающейся, крикливой, неврастенической музыкой?

Наши театры приложили немало труда, чтобы тщательно поставить оперу Шостаковича. Актёры обнаружили значительный талант в преодолении шума, крика и скрежета оркестра. Драматической игрой они старались возместить мелодийное убожество оперы. К сожалению, от этого ещё ярче выступили её грубо-натуралистические черты. Талантливая игра заслуживает признательности, затраченные усилия - сожаления.

"Правда", 28 января 1936 г.


Учитесь, юноша! Вот как надо писать о музыке!
Tags: про хуй знает что
Subscribe

  • Несколько фото со вчерашнего концерта

    Фото © Леонида Николаева На фото: пианист Евгений Михайлов и симфонический оркестр Карельской Государственной Филармонии под управлением…

  • Das Brot der frühen Jahre

    Если бы меня попросили перечислить книги, оказавшие на меня в течение всей моей жизни значительное влияние, мне пришлось бы составить довольно…

  • Прямо сейчас в Рускеала

    Наших людей не переделаешь: как хлопали на сильную долю, так и продолжают хлопать.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Несколько фото со вчерашнего концерта

    Фото © Леонида Николаева На фото: пианист Евгений Михайлов и симфонический оркестр Карельской Государственной Филармонии под управлением…

  • Das Brot der frühen Jahre

    Если бы меня попросили перечислить книги, оказавшие на меня в течение всей моей жизни значительное влияние, мне пришлось бы составить довольно…

  • Прямо сейчас в Рускеала

    Наших людей не переделаешь: как хлопали на сильную долю, так и продолжают хлопать.